24 августа 2023

Как книга «Секреты Аналитики, или Аналитика без секретов» стала бестселлером и почему её стоит прочитать?

Директор по маркетингу ПИ Бюро Оксана Московцева и главный редактор ПИ Бюро Катерина Сорокина поговорили о книге Татьяны Тиминой «Секреты Аналитики, или Аналитика без секретов». Обсудили в чём ее уникальность и как так случилось, что за неделю она стала хитом продаж.
Оксана: «Аналитика» опубликована всего пару недель назад и уже вышла в топы рейтинга продаж ЛитРес. Как ты думаешь, почему?

Катерина: Давай сначала скажем, что это за книга. Это совершенно замечательная бизнесовая книга эксперта Татьяны Тиминой, которая много лет занималась аналитическими задачами в Фарме. Как известно, Фарма - интересный сегмент рынка, пока что недооцененный с точки зрения менеджерских навыков, которыми обладают сотрудники когда-либо там работавшие.

Вообще Фарма считается в управленческих кругах кузницей кадров, потому что это большой ассортимент, множество каналов, сложное построение цепочки B2B - B2C через докторов, аптеки, через кучу промежуточных этапов, это присутствие во всех регионах, программы поддержки и так далее. Всем этим непросто управлять.

И, собственно, чтобы эффективно управлять, нужно хорошо анализировать данные. Татьяна давно занимается анализом данных, она такой фанат аналитики. В своей книге она часто ссылается на Шерлока Холмса как на прототип героя с мощными аналитическими способностями. Я бы сказала, что она евангелист аналитики, потому что считает, что аналитика окружает нас всюду, и нужно ее применять не только в работе, но и в жизни личной и не личной.

Поэтому книга, на мой взгляд, прекрасная, потому что собирает воедино практически все инструменты, которые нужны современному менеджеру, объясняет их понятно, четко, на примерах. В книге огромное количество иллюстраций, много Excel-моделей. Все показано, просчитано, раскрашено. Много диалогов с читателем, то есть эта книга сложная по форме: там есть и врезки, и вставки, и лирические отступления, как, например, «лавандовые заметки» или «пятичасовой чай», практически, с английской королевой, где Татьяна со своим собеседником рассуждает о пользе аналитики в жизни.

И поэтому я думаю, что… я верю, что она сама по себе заслуживает того внимания, которое она получила на ЛитРес. Но мы знаем, что кухня книгопродвижения устроена по-другому. Здесь явно есть большая заслуга автора, поскольку Татьяна активно участвует в различных профессиональных сообществах, в частности, в Проектной Ассоциации, где рассказ о книге уже был, и еще будет, я надеюсь, неоднократно, и это также привлекает к книге внимание и интерес.

Но и ЛитРес, я думаю, что-то сделал для продвижения книги.
Немного о тортах

Татьяна Тимина — эксперт в области аналитической трансформации, создатель и руководитель «Центра аналитических компетенций» в Национальной Ассоциации профессионалов управляющих проектами, автор книги «Секреты аналитики, или Аналитика без секретов»

В книге огромное количество иллюстраций, много Excel-моделей. Все показано, просчитано, раскрашено. Много диалогов с читателем, то есть эта книга сложная по форме: там есть и врезки, и вставки, и лирические отступления, как, например, «лавандовые заметки» или «пятичасовой чай», практически, с английской королевой, где Татьяна со своим собеседником рассуждает о пользе аналитики в жизни.

Оксана: Давай представим, что я не видела книгу, и буду задавать тебе вопросы как человек с улицы. Ты упомянула Exсel-модели из книги. Они есть только в виде иллюстраций или ссылки на эти модели и рабочие таблицы есть? Они могут быть использованы читателем?

Катерина: Есть QR-коды, которые ведут на сами модели, которые считаются.

Оксана: Классно. То есть можно бесплатно получить какие-то модели для аналитики, взяв эту книгу?

Катерина: Да.

Оксана: Это очень интересно и полезно. А на каких примерах дается аналитика?

Катерина: Примеры - в основном из Фармы, но Татьяна очень правильно делает: вначале она объясняет основные принципы работы Фармы. Речь не идет о сегменте исследований и разработок. Понятно, что Фарма состоит из того, чтобы придумать лекарство, протестировать, получить все необходимые разрешения на лекарства, и объяснить пользователю, то есть пациенту, почему это лекарство ему поможет. Объяснить пациенту и его главному советчику, врачу.

Соответственно, первой части от исследования и до готовности выхода на рынок в книге нет, а есть «хвост» ритейла в Фарме. И в этом смысле в Фарме просто «затейливый» ритейл. Неважно, на каких индустриальных примерах о нем разговаривать. Но «сложный» ритейл для аналитики дает больше пищи, чем «простой».

Оксана: Я могу взять эти таблицы применить в любом виде ритейла?

Катерина: В любом виде ритейла, да.

Купите или оформите предзаказ
на книгу «Секреты аналитики,
или Аналитика без секретов»

Оксана: И что я смогу проанализировать? Если я вообще никогда аналитикой не занималась. Для кого книга, кому читать надо обязательно?

Катерина:
В настоящем контексте аналитические навыки требуются каждому сотруднику. Ситуация меняется так быстро, что крутить головой на 360 градусов, воспринимать изменения, вовремя их замечать, анализировать, и на основании анализа принимать решения нужно постоянно. Теперь это такой стиль жизни – «постоянство в изменениях». Нельзя запланировать на пять лет и через пять лет прийти, оглянуться и сказать: «Ух ты, как все было здорово, но в итоге совсем не то, что хотелось бы».

Соответственно, сейчас понятие выращивания корпоративной культуры аналитики, когда каждый сотрудник на своем месте может анализировать то, что происходит в его зоне ответственности, делать выводы, интерпретировать, и предоставлять руководству рекомендации на основе этих выводов — это ключевая компетенция, которая становится одной из основных профессиональных компетенций сотрудников.

Поэтому моя позиция относительно этой книги такая: компаниям, которые хотят у себя вырастить культуру аналитики (а должны хотеть все), нужно покупать эту книжку, дарить своим сотрудникам и говорить, что прочитать ее - то обязательное к исполнению действие, как в свое время сделал Герман Греф, создав библиотеку Сбербанка. Он сказал, что для того, чтобы менеджеру вырасти на своей позиции, есть у них там такой кадровый резерв новых менеджеров, нужно обязательно прочитать ключевые книги, и конкретно их перечислил. Вот я считаю, что книга Татьяны, особенно для среднего бизнеса или малого, который сейчас испытывает большой рост и скоро станет средним бизнесом, очень важная и полезная.

Мы можем сделать суперобложку под такой конкретный корпоративный заказ. На этой суперобложке разместить воззвание генерального директора, обращение к сотрудникам, с объяснением, почему важно, нужно и ценно для них эту книжку изучить и иметь настольной книгой для себя.

Моя позиция относительно этой книги такая: компаниям, которые хотят у себя вырастить культуру аналитики (а должны хотеть все), нужно покупать эту книжку, дарить своим сотрудникам и говорить, что прочитать ее - то обязательное к исполнению действие, как в свое время сделал Герман Греф, создав библиотеку Сбербанка.

Оксана: Нужно ли какое-то базовое образование, чтобы понять книгу?

Катерина: Нет.

Оксана: То есть и человек без высшего образования поймет?

Катерина: Целью мы ставили — объяснить все просто. Есть такое понятие — информация общего назначения. Она не предполагает, что человек совершенно ничего не знает в этой области, но человек с базовым образованием и с интересом, достаточным для того, чтобы разобраться с какими-то вопросами, которые ему будут не очень понятны, сможет это сделать. То есть книжка не узкоспециализированная, она не требует углубленных профессиональных знаний.

Оксана: Используются ли в книге термины?

Катерина: Термины используются, все они пояснены, есть словарь, есть дополнительная литература для изучения. Книга максимально удобна и дружелюбно для читателя.

Целью мы ставили — объяснить все просто.
Есть такое понятие — информация общего назначения. Она не предполагает, что человек совершенно ничего не знает в этой области, но человек с базовым образованием и с интересом, достаточным для того, чтобы разобраться с какими-то вопросами, которые ему будут не очень понятны, сможет это сделать.

Оксана: Скажи, пожалуйста, Катя, заходила ли ты уже в кабинет ЛитРеса, видела ли отзывы?

Катерина: Я видела отзывы. Отзывы прекрасные и, наверное, хорошей идеей было бы вытащить отзывы и публиковать их у нас в канале. Потому что шильдик «Бестселлер» на книжке Татьяны это большая победа автора. Тем более что книжка писалась около двух лет, и последний год она интенсивно писалась в сотрудничестве со мной, как с главным редактором, и со всей нашей командой «ПиБюро», и это наша гордость тоже.

Продажи все время прибавляются, можно каждое утро заходить на ЛитРес, смотреть статистику и организовывать себе таким образом хорошее настроение.

Купите электронную версию
или оформите предзаказ
на бумажную книгу
«Секреты аналитики,
или Аналитика без секретов»